За прошедший 2015 год в Чувашской Республике произошло 968 пожаров, из которых 114 пожаров произошло на автотранспорте. Сотрудниками ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по Чувашской Республике-Чувашии за 2015 год было осуществлено 173 выезда на исследование пожаров, из них 39 пожаров произошло на автотранспорте, что составляет 22% от всех выездов совершенных сотрудниками лаборатории.

В таблице 1 приведены статистические данные по пожарам автотранспортных средств за 2015 г, в исследовании которых принимали участие сотрудники лаборатории.

Тип транспортного средстваКоличество пожаровКоличество пожаров по месту расположения очага
1.кв2.кв3.кв4.квза годв моторном отсекев багажном отсекев салоне (кабине)на наружных кузовных деталях2 очага и болееНПВ
Легковой транспорт 5 13 11 6 35 9 5 3 15 3 0
Грузовой транспорт   2   2 4 2 1 1 0 0 0
Тип транспортного средстваКоличество пожаров по причинам их возникновенияСостояние транспортного средства на возникновения момент пожара
поджогэлектротехнические причиныутечка ГЖ (ЛВЖ)НПВдругаяпри работающем двигателепри не работающем двигателе
Легковой транспорт 23 9 1 0 2 7 28
Грузовой транспорт 1 1 2 0 0 3 1

Проанализировав вышеуказанную таблицу можно сделать вывод о том, что наибольшее количество пожаров произошло в результате поджога - 24 пожара;

  • в результате электротехнической причины произошло 10 пожаров;
  • в результате утечки горючей либо легковоспламеняющейся жидкости произошло 3 пожара;
  • от нагретых поверхностей деталей глушителя 1 пожар;
  • в результате возгорания газо-воздушной смеси при попадании раскаленных частиц металла 1 пожар.

Ниже приведены пожары, на которые сотрудники СЭУ ИПЛ были привлечены в качестве специалиста

В феврале 2015 года произошел пожар в автомобиле марки «AUDI». К моменту прибытия подразделений пожарной охраны к месту вызова горел моторный отсек автомобиля, существовала угроза взрыва газового баллона и перехода пламенного горения на соседние автомобили. Предпринятыми действиями пожар удалось ликвидировать на небольшой площади, без перехода пламенного горения в салон автомобиля.

В ходе осмотра автомобиля было установлено, что изоляция электропроводов проложенных в двигательном отсеке автомобиля выгорела, пластиковые и резиновые изделия узлов, механизмов, агрегатов в подкапотном пространстве двигательного отсека уничтожены огнем.

Учитывая месторасположение очаговой зоны пожара, исходя из исключения других источников зажигания специалист пришел к выводу, что наиболее вероятной причиной возникновения пожара в автомобиле марки «AUDI» послужил аварийный пожароопасный режим работы электрооборудования.

Также в феврале 2015 года в пожарную охрану поступило телефонное сообщение о пожаре в автомобиле марки «KIA RIO».

Осмотром места пожара было установлено, что в автомобиле находилось три самостоятельных независимых друг от друга очага пожара, которые расположены: в передней правой части капота; с наружной стороны возле задней правой и задней левой фары автомобиля. В установленных очагах пожара не обнаружено электрооборудования со следами характерными для аварийных пожароопасных режимов работы электрической сети.

При исследовании прибором «Колион-1В», который предназначен для обнаружения паров легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, было установлено, что в месте, где были установлены наибольшие термические повреждения на автомобиле, были обнаружены пары ЛВЖ и ГЖ.

Исходя из проведенных исследований специалист пришел к выводу, что причиной возникновения пожара в автомобиле марки «KIA RIO», послужило возгорание горючих материалов в результате внесения постороннего источника открытого пламени.

В марте месяце 2015 г., ночью в пожарную охрану поступило телефонное сообщение о пожаре в автомобиле марки «Toyota Corolla».

Осмотром места пожара специалистом было установлено, что наибольшие термические повреждения наблюдаются в передней левой части автомобиля, в районе колеса. В данной зоне наиболее сильно оплавлены сгораемые детали автомобиля. Резиновая покрышка переднего левого колеса наиболее сильно обуглена, а правое колеса – менее повреждена огнем. Также имеются оплавления подкрылки, левой части бампера и других деталей автомобиля. По мере удаления от данной зоны в правую и заднюю часть, термические повреждения на деталях автомобиля уменьшаются.

В ходе осмотра места пожара возле переднего левого и правого колес, были обнаружены пары легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.

Причиной возникновения пожара послужило внесение постороннего привнесенного источника открытого пламени.

В сентябре 2015 г. в пожарную охрану поступило телефонное сообщение о пожаре в автомобиле марки «УАЗ-3962».

В результате пожара поврежден кузов и салон автомобиля. Рассмотрев состояние материалов в зоне горения, с учётом физических закономерностей протекания тепловых процессов при пожарах специалист пришёл к выводу, что очаговая зона пожара в автомобиле марки «УАЗ-3962» находилась во внутреннем пространстве моторного отсека автомобиля, расположенный между водительским и пассажирским сиденьем.

В рассматриваемом случае в непосредственной близости от места разгерметизации располагался выпускной коллектор системы выпуска отработанных газов.

Таким образом специалист установил, что источником зажигания в автомобиле марки «УАЗ-3962» могли послужить детали системы выпуска отработанных газов, либо детали искродающего оборудования, и соответственно, в данном случае причиной возникновения пожара в автомобиле марки «УАЗ-3962» послужило воспламенение паров бензина, вышедшего в результате разгерметизации системы подачи топлива в моторный отсек автомобиля.

В декабре 2015 года в пожарную охрану поступило сообщение о пожаре в автомобиле марки Honda Civic. В результате пожара поврежден двигательный отсек, капот, лобовое стекло и панель приборов автомобиля.

По результатам анализа термических повреждений сформировавшихся в результате пожара было установлено, что наибольшие термические повреждения от воздействия огня находятся с наружной стороны, в центральной части, между капотом и лобовым стеклом автомобиля.

В ходе осмотра места пожара на земле около передних колес со стороны водителя были обнаружены пары ЛВЖ и ГЖ.

Таким образом, специалист установил, что причиной возникновения пожара в автомобиле марки Honda Civic послужило внесение постороннего источника открытого пламени.

По состоянию на 01.02.2016 года на территории Чувашской Республики произошло 14 пожаров, из которых 4 на автотранспорте.

Уважаемые автовладельцы! Берегите свой автотранспорт, оборудуйте их современными средствами безопасности и переносными устройствами пожаротушения.

логотип ФГБУ Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы Испытательная пожарная лаборатория по Чувашской Республике — Чувашии